Село Новосергеевка

Возле тихой речки малой,
Где дорога вниз бежит
На высоком ровном месте
Наша Серьговка стоит.
Косогор к реке спустился,
Мост два берега связал
И с Уртамкой он сдружился
Путь дороге.
Это тихое местечко
И в округе красота!
Украшает местность речка
Чтоб Сергеевка жила.
(В. Нечаев, 22.02.2006 г.)
 
Наше село образовалось в 1827 году. Имеет название Новосергеевка (по фамилии первых жителей села). Село наше очень живописное, расположено на берегу реки Уртамки, где свой первый дом построила семья Сергеевых. Наше село наше доброе, гостеприимное. Когда появляется время для праздников и веселья взрослые, и дети с удовольствием принимают участие. Работники культуры совместно с учителями устраивают праздничные мероприятия, в том числе и на открытом воздухе. Такие как Рождество, Крещение, Масленица также праздники села и улиц и т. д.
 
В 2022 году селу Новосергеевка исполнится 195 лет. Планируем все вместе дружно и весело отметить праздник села Новосергеевка, поделиться приятными воспоминаниями и хорошим настроением, высказать слова признательности и благодарности друг другу за доброе соседство, за общую деятельность, за труд. Праздник села, конечно, будет проведен на открытом воздухе, при широком участии населения и гостей села.
 
  
 
 
На базе школы под руководством Сергеевой Татьяны Анатольевны работает эколого-краеведческий музей «Исток».
 
Новосергеевка, на первый взгляд,- обычная деревня, каких в России немало, но сколько интересного хранит ее история. Наш народ — это самое прекрасное. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создает будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Наша земля взрастила полного кавалера ордена Славы Фадеева Василия Григорьевича, Героя Советского Союза Трофимова Фёдора Леонтьевича. А также Николая Филипповича Емельянова, историка, доктора исторических наук, профессора, внесшего свою лепту в изучение истории Томской области. С каждым днем все полнее мы познаем свою Родину и стараемся бережно хранить память о славных традициях нашего народа.
 
Из документов видно как развивалась деревня — от пяти дворов в 40-е гг. XIX в. она выросла в довольно крупное поселение с 239 крестьянскими дворами в начале XX в. к концу XIX — началу XX вв. деревня Ново-Сергеевская превратилась в довольно многочисленное поселение.
 
В 1896 году в деревне была открыта церковно-приходская школа. В 1884 году в д. Ново-Сергеевская начал действовать Православный Храм (молитвенный дом) во имя Сергия Радонежского. В жизни людей в то время церковь играла довольно важную роль. Иметь церковь могли не все селения, т. к. на её содержание требовались немалые средства, которые собирали с крестьянской общины. Деревня, в которой находился Православный Храм, приобретала статус села. В 1915 г. молитвенный дом был перестроен в церковь с четырьмя колоколами.
 
В крестьянских семьях Ново-Сергеевской существовал обычный для того времени образ жизни — семейно-клановый патриархальный уклад. Крестьянские хозяйства велись большими семьями.
 
Крестьянская семья полностью обеспечивала себя продуктами, произведенными в своем хозяйстве. Все члены семьи с раннего возраста трудились. Лишь в короткий зимний период непродолжительное время крестьяне работали, «не надрываясь». Они ухаживали за скотом, занимались различными ремонтными работами: ремонтировали телеги, сбрую, сельскохозяйственный инвентарь.
 
В зимние месяцы у крестьян появлялось время для праздников и веселья. И взрослые, и дети широко и весело праздновали Рождество, Крещение, Святки, Масленицу. В январе и феврале перед Великим Пасхальным постом проводились свадьбы.
 
В период Великого поста и в осеннее — зимний период с октября до рождества в крестьянских семьях кроме хозяйственных работ работоспособные члены семьи занимались различным ремеслом. Мужчины занимались выделкой кожи, овчины, ремонтом обуви, сбруи и т. д. Мужчины в крестьянских семьях практически выполняли работу и плотника, и сапожника, и шорника. В общем, мужчины были мастера на все руки. Не уступали им и женщины, как говориться в пословице они были «И швец, и жнец, и на дуде игрец».
 
На женщинах лежала вся домашняя работа по обеспечению семьи одеждой, пищей, уютом, организацией праздников, приемом гостей, воспитание детей, обучение их необходимым для жизни трудовым навыкам. Женщины занимались рукоделием, ткачеством. Рукоделием женщины и девушки занимались главным образом по вечерам. Женщины собирались в доме какой-нибудь хозяйки, пряли, вязали или ткали полотна из льняного или конопляного волокна, вышивали, вели женские разговоры, пили чай, эти посиделки всегда сопровождались песнями.
 
Вот одна из них:
У родимой мамоньки дочь была одна,
Не набравшей разуму, замуж отдана,
Во чужу сторонушку, во чужи края.
Живи моя доченька, живи, как и я.
Живи по-хорошему, милая моя.
А в чужой сторонушке,
Да в большой семье
Посылают по воду рано по утру.
Примерзают рученьки к коромыслицу,
Примерзают ноженьки к белому снежку.
Рассержусь на маменьку, в гости не пойду,
Через восемь годиков пташкой прилечу,
Сяду я на яблоньку в зеленом саду,
Пусть услышит маменька песенку мою.
Услыхала маменька рано по утру:
Вы вставайте, сношеньки, сыночки мои,
Кто-то в нашем садике жалобно поет,
Не моя ль, то доченька, горьки слезы льет,
На чужой сторонушке бедная живет?»
 
Эта песня про девичью и женскую долю девушек, которых выдавали замуж в большие семьи не по взаимной любви. По традиции того времени снох брали в семью жениха. Женатые сыновья, как правило, оставались жить в родительском доме до определенного времени, а дочери уходили в чужие, иногда очень большие семьи. В таких семьях обычно свекровь и свекор командовали всем хозяйством и распределяли всю работу. Если свекор и свекровь по характеру были тираны, то снохи мало видели хорошего в жизни.
 
В крестьянских семьях жило несколько поколений сородичей: дедушка, бабушка, сыновья с женами и детьми, незамужние дочери, иногда в одной семье проживало от 20 и более человек.
 
Крестьянский дом был украшен различными картинами на светскую и крестьянскую тему, вышитыми полотенцами, кружевными покрывалами, вышитыми верхними наволочками на подушке. Рукодельное мастерство передавалось из поколения в поколение. Оно являлось как бы наследственным генетическим ремеслом.
 
Наши предки являлись на Сибирской земле Томской губернии кормильцами и защитниками страны. Последнее высказывание о защитниках страны приведено не просто так. В записях Метрических книг при рождении и смерти детей и при бракосочетаниях рядом с фамилией отца или жениха, как правило, имелась приписка «Отставной солдат», «Солдат срочной службы», «Запасной солдат» — эта приписка в различных вариантах относилась практически ко всем мужчинам.
 
Летом 1914 г. началась Первая Мировая война. На фронт были мобилизованы почти все мужчины, состоявшие на военном учете. На военной службе находилось уже немалое число парней из д. Ново-Сергеевская.
 
В 1917 г. больше года деревня Ново-Сергеевская и окрестные деревни жили спокойно. В них были созданы органы Советской власти, которые не задели экономического и семейно-патриархального уклада жизни крестьян. Представители вновь созданной Рабоче-крестьянской Красной армии приезжали в деревни, агитировали парней и молодых мужчин вступить в ряды Красной армии, но сибиряки не откликались на агитацию. Крестьяне продавали на инфляционные денежные знаки хлеб, коней, скот, но своих сыновей и мужей в армию не отпускали.
 
Ситуация изменилась после установления Колчаковского режима. Колчаковские войска пришли к нам из Воронова. Этот отряд силой стал забирать лошадей, скот, фураж, продовольствие и молодых мужчин в армию. С последним действием крестьяне не могли смириться. Отцы и деды стали прятать своих сыновей и внуков по заимкам и другим укромным местам. Но всё-таки забрали несколько мужчин, заставляли вступить их в отряд. Трое не подчинились указу колчаковцев. Тогда на площади поставили скамьи и отказавшихся крестьян выдать своих сыновей и внуков секли плетьми. Население деревень озлобилось от этого и стало прятать продовольствие и скот. В деревне смолкли песни, игрища. Но белогвардейцы недолго пробыли в селе. Вскоре сюда пришли красноармейцы, которые с песнями прошли по мосту (со стороны улицы Комсомольской). С тех пор мост стали звать Красным.
 
Когда в деревнях появились части 5 Красной Армии, то крестьяне вздохнули с облегчением и многие молодые парни добровольцами вступили в ее ряды.
 
В 20-е годы жизнь Ново-Сергеевской, как и в других деревнях, начала перестраиваться в соответствии с условиями новой власти. Первым делом было проведено наделение землей крестьян по законам Советской власти, а, именно, по количеству «Едоков».
 
До середины 30-х гг. новосергеевцы жили, как и раньше, обычными крестьянскими заботами. А вот к концу 1935 г. до них стали доходить слухи о создании в деревнях колхозов.
 
В 1933 году в село переселились из Сталинского района Кузбасса (ныне Новокузнецкий район Кемеровской области) члены толстовской общины «Братский труд». Она просуществовала до 1940 года. Весной 1934 года они присту¬пили к пахоте. Без средств, без жилья, почти без лошадей и без орудий труда, на обезвоженном участке. В плуги и бороны впрягались люди. Люди роптали. И 10 человек общинников были арестованы. В январе 1935 года к ним добавился П. В. Суханов, отправленный в исправительно-трудовые лагеря Красноярского края. В сентябре 1935 года толстовцы обратились с письменной жалобой в Президиум ВЦИК СССР на действия районных и краевых властей, в буквальном смысле слова ограбивших земледельцев и арестовавших некоторых толстовцев. Новосергеевский сельсовет при поддержке крайисполкома отобрал не только весь урожай и скот, но и все орудия труда, одежду, посуду. У людей не осталось даже топоров заготовить себе дров в преддверии зимы».
 
После Гражданской войны была программа НЭП, дали свободу крестьянину, дали землю и были небольшие налоги. Земли бери сколько обработаешь, но был какой-то предел. Сеяли рожь, пшеницу, горох, ячмень, овес, гречку, мак, репу и другие культуры. А осенью приносили план заготовок (налог) на следующий год. Исходя из количества гектар и сколько чего нужно посеять, что бы рассчитаться с государством. Все шло хорошо до образования колхозов. Работящие крестьяне и уже зажиточные не хотели идти в колхозы. Тогда на крестьян не вошедших в колхоз накладывали повышенные планы, а при их выполнении дополнительно давали план(налоги), т. е. давили заготовками, чтобы шли в колхоз. В 1936 году появился первый колесный трактор Харьковского тракторного завода. Посмотреть на чудо-машину сбежалась вся деревня. В колхозах был трактор колесуха, машина полуторка, комбайны «Сталинец», «ЗиС-5».
 
В 1939 году в селе была образована ферма. Жизнь постепенно налаживалась. Все радужней цвела наша земля. Как на праздник выезжали колхозники на 24 сев 1941 год.
 
Но война спутала все планы. 235 человек ушло на фронт за годы войны из села. 89 не вернулось домой к своим семьям. В честь тех, кого не дождались, на главной площади села воздвигнут памятник в 1985 году работы скульптора Н.Майорова.
 
Технику и лучших лошадей взяли на фронт. Приходилось всё делать вручную. Да и мужчин на деревне оставалось совсем мало, они работали либо на немногочисленной технике, либо управлялись с лошадьми. Женщины пахали и боронили на лошадях и быках, сеяли из лукошка, молотили конными молотилками, скашивали созревшие хлеба косами, а также жали обычными серпами, как в дореволюционные времена.
 
Трудное время наступало для молодых незамужних женщин с приходом зимы. Колхозы направляли определенное количество людей на лесозаготовки в северные районы Томской области. Сильный мороз, снег по пояс, а ты целыми днями валили лес обычной пилой, все время в наклон. Кто — то перемещал бревна на просеку, где уже могли орудовать трактора, кто — то отрубал сучья от стволов, кто — то стаскивал эти сучья в бурты. И все по глубокому снегу, и все тяжело. Порядки здесь были суровые. Наши матери, бабушки и прабабушки нынешних, более молодых поколений вынесли свою долю тяжести войны, разделив ее с мужчинами. Деньги за работу не платили, ставили трудодни. Жизнь в то время для всех была одинакова: ходили в холщовых рубахах, шахтерах. Ели лебеду, крапиву, зимой копали гнилую мерзлую картошку, собирали весной колоски пшеницы. Эти четыре тяжелых года, казалось, не закончатся никогда. Уж больно тяжела была жизнь нашего народа.
 
Для восстановления промышленности и сельского хозяйства в послевоенные годы колхозники ежегодно подписывались на заем вплоть до 1957 года, не менее двух тысяч рублей каждый год, хотя не хватало хлеба и других продуктов. Кроме этого давили сельхозналоги: сдать пятьсот литров молока, мяса, шерсть, яйца, шкуры и щетину свиней. Выручало то, что хозяйство было крепким, на трудодень выдавали зерно и другие сельхозпродукты.
 
22 июля 1947 года в Закарпатской Украине от рук бандеровцев погибает Лысков Василий Петрович. Его именем названа центральная улица села, пионерская дружина носила его имя.
 
Наш край в годы войны стал местом депортации народов СССР. В годы войны советское правительство предприняло ряд репрессивных мер по отношению к целым народам. 28 августа 1941 года был принят указ президента Верховного Совета СССР о переселении немцев, проживающих в районе Поволжья. В связи с тем что, немцы могли быть агентами гитлеровской Германии. Немцы переселенцы жили до принятия указа в Саратовской области, тогда это была автономная республика немцев Поволжья. Оставались только те, кто был замужем за русскими. Из вещей взяли только необходимое. Ехали в товарных вагонах. В каждом вагоне был староста. Часть вагонов отцепили в Алма — Ате, а остальных повезли в Сибирь. Спали на полу. В Новосибирске их погрузили на баржу и повезли в Кожевниково. В Кожевниково был клуб. Там их и поселили. А затем распределили по колхозам. Все депортированные немцы говорят о тяжелых бытовых условиях, об отсутствии жилья. Нас поселяли жить в полуразвалившиеся дома, либо к семьям. Было очень голодно. Много работали. Пахали, сеяли на быках. Положение депортированных немцев было унизительно тяжелым. Немцы должны были постоянно отмечаться в комендатуре. Без разрешения коменданта они не могли никуда выехать. У многих жен были мужья на фронте. Ко всем страданиям добавлялось неизвестность за судьбу мужей. Многие немцы прошли трудовую армию. Трудовая армия представляла собой в действительности лагеря для принудительных работ, окруженные забором с колючей проволокой и вооруженной охраной. Труд был тяжелым. Немец в то время был человеком без права на счастье, без права на жизнь. Многие не вернулись из бездны страданий. За время существования этих лагерей в них погибло более 300 тысяч российских немцев. Многие вернулись к своим семьям с подорванным здоровьем. В 1964 году были приняты правовые акты в отношении немцев. Слушая воспоминания советских немцев, прошедших Сталинские лагеря трудовую армию, проникаешься уважениям к этим людям, выдержавшим и пережившим это время. Вплоть до недавнего времени о судьбе 2 миллионного народа СССР и широкой советской общественности не было известно ничего.
 
В годы войны были депортированы в нашу деревню и прибалты. После освобождения спецпоселенцев — прибалтов в 1960 году, все они уехали из деревни. Только за кладбищем деревенским можно обнаружить две выгороженные могилы латышей. Почему так сделали непонятно.
 
Для восстановления промышленности и сельского хозяйства в послевоенные годы мой прадедушка ежегодно подписывался на заем вплоть до 1957 года, не менее двух тысяч рублей каждый год, хотя не хватало — хлеба и других продуктов. Кроме этого давили сельхозналоги: сдать пятьсот литров молока, мяса, шерсть, яйца, шкуры и щетину свиней. Выручало то, что хозяйство было крепким, на трудодень выдавали зерно и другие сельхозпродукты. В 1950 году на основании решения Кожевниковского райисполком № 362 от 21 декабря колхоз «Боевик» был объединён с колхозом «Новый путь» Новосергеевского сельского Совета с названием «Новый путь». С 1961 года в селе начинает работать узел связи от села Уртам.
 
Начало 60-х годов явилось временем укрупнения деревень. В 1963 году было проведено второе укрупнение под покровительством Шегарского района. На этот раз в единую дружную семью «добровольно» объединили селения: Малиновку, Борзуновку, Новосергеевку, Крыловку, Кудиновку, Пичугино, Верх — Уртамку, Королевку. В своем уставе они поставили задачу: «…На основе правильного использования всех закрепленных за колхозом земель высокопроизводительного использования машин и орудий в производство новейших достижений науки и передового опыта добиться резкого увеличения производства продуктов сельского хозяйства». Во главе укрупнённого хозяйства встал Лучинин Петр Николаевич. Но скоро дружная семья распалась. До наших дней не дожили Крыловка, Кудиновка, Королевка, Пичугино. Если бы вовремя развели эту семью на 3 совхоза, то неизвестно, как бы сложилась судьба Верх — Уртамки, которая поставлена на грань исчезновения.
 
В 1970 году Новосергеевка объединилась с Малиновкой в совхоз «Малиновский». Село постепенно хорошеет, обустраивается. С 1974 года в селе постепенно прокладывается водопровод. Первые 1025 метров были проложены от водопроводной башни по улице Василия Лыскова. В 1975 году ещё 2900 метров. Так вода пришла в квартиры. До этого вода поступала в 9 колонок. В 1977 году было построено здание почты. С одной стороны было административное здание, а с другой — квартира начальника узла связи. С 1987 — 94 г. в селе было построено 42 квартиры, возникла новая улица Молодежная.
 
В 1986 произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Сергеев Иван Сергеевич участвует в ликвидации последствий аварии. 26 апреля 1988 года, уже на исходе афганской войны, сложил голову 19-летний О. Р. Трофимов.
 
1990 год принес много изменение в жизни села. По инициативе Сергеева Бориса Ивановича, работавшего тогда управляющим 2 отделами совхоза «Малиновский», и учителя Дмитриевой Марии Георгиевны было написано письмо в Москву об образовании совхоза на базе 2 отделения. Просьба была удовлетворена. И с 1 января 1990 г. образовался совхоз «Новосергеевский», преобразованный в 1992 г. в АОЗТ «Новосергеевский». Директором совхоза был избран Деликов Виктор Алексеевич.
 
В 1997 году в селе была построена новая красавица школа, которую с нетерпением ждали и взрослые и дети. Ведь пока жива школа, живет и село.
 
В 1998 году установлена телефонная станция на 50 точек.
 
Село сейчас совсем небольшое в нём проживает всего 229 человек. Под одну крышу школы собрались медпункт (ФАП), почтовое отделение связи, администратор сельского поселения, ДК, сельская библиотека. В 2015 году обанкротилось сельхозпредприятие. Но Сергеев Иван Борисович организовал крестьянско- фермерское хозяйство, которое потихоньку набирает силу. Покупаются новые сорта зерновых, используются новые технологии.
 
Село живёт в привычном ритме. Я надеюсь, что будет жить оно ещё долго-долго.
 
Каким я вижу наше село в будущем? Что необходимо сделать для его сохранения и дальнейшего процветания? Я думаю, что, прежде всего надо решить основную проблему села — организацию рабочих мест. Хотелось бы, чтобы мои земляки жили не хуже других. Чтобы жили со всеми удобствами. Не хлебом единым жив человек. Люди должны не только трудиться, но и культурно отдыхать, после работы заниматься любимым делом. Перед всеми нами односельчанами одна задача — сохранить то, что имеем и сделать наше село еще краше и красивее.
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!